Уважаемые посетители информационного портала www.habprof.ru!
Наш сайт находится на реконструкции - мы завершаем работу над новым дизайном и расширенной структурой веб-портала
с новыми интерактивными и мультимедийными возможностями, разнообразным контентом, интегрированным в актуальную профсоюзную повестку.
Оперативную информацию мы размещаем сейчас на странице ХКООП в Фэйсбуке:
Профсоюзы Хабаровского края - Хабаровское краевое объединение организаций

Главная Поиск Карта сайта Версия для печати
 

Новая госпрограмма развития моногородов под прицелом профсоюзов

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter
Новая госпрограмма развития моногородов под прицелом профсоюзов Программа развития моногородов признана неэффективной и закрыта. Новая госпрограмма рассчитана на 2019-2024 годы и потребует 57,3 млрд руб.

В Дальневосточном федеральном округе 24 моногорода, в Хабаровском крае проект коснется поселков Чегдомын и Эльбан. Профсоюзы внесут свои предложения в новый документ.


Олег Соколов, руководитель департамента трудовых отношений и социального партнерства ФНПР:


  - 26 июня 2019 года на заседании рабочей группы в области экономической политики Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений были рассмотрены результаты работы в 2018 году по развитию экономики моногородов и мерах по содействию занятости населения в них.
Эти меры реализовывались в рамках приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов» с ноября 2016 по декабрь 2025 года. Однако с нынешнего года осуществление данной программы было досрочно прекращено - в связи с её неэффективностью. Основными направлениями программы были льготные займы, предоставляемые Фондом развития моногородов, и пониженные тарифы страховых взносов для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития. Профсоюзы предупреждали о малоэффективности и недостаточности этих мер для привлечения инвесторов в моногорода и монопрофильные населенные пункты.
В настоящее время правительство разрабатывает новую государственную программу, которая также предполагает поддержку инвесторов, в том числе в виде возврата части налоговых платежей как самим инвесторам, так и субъектам Российской Федерации. Но чем новые меры будут эффективнее прежних? Непонятно.
В связи с этим профсоюзная сторона добилась рассмотрения проекта новой программы развития моногородов на 2019-2024 годы в рамках Российской трехсторонней комиссии (РТК). Профсоюзы также предлагают учесть мнения региональных трехсторонних комиссий, так как реализация проекта будет проходить на территориях субъектов Российской Федерации.

Галина Кононенко, председатель Хабаровского профобъединения:


- Проблема монопрофильных муниципальных образований в Хабаровском крае стоит по-прежнему остро. Это северные территории, где необходимо развивать инфраструктуру, чтобы сохранить ценные профессиональные кадры и обеспечить приток новых работников предприятий, которые, по сути, являются и стратегическими, и выступают в роли локомотивов экономики края. Но в то же время снижать реальную заработную плату сотрудников этих предприятий и доходы населения моногородов за счет всевозможных поблажек бизнесу, считаем, было бы неправильно. Социальная сфера в наших моногородах требует существенной поддержки, а бюджету края откуда-то надо получать подпитку. Мы будем следить за ходом подготовки и принятием новой госпрограммы.

Справка habprof.ru

Моногорода - это монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации.

В перечне таких мунципальных образований, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации 29.07.2014 года, указаны три категории моногородов:

- к 1-й категории относятся моногорода с наиболее сложным социально-экономическим положением (в том числе во взаимосвязи с проблемами функционирования градообразующих организаций), всего - 75, в т.ч. в Хабаровском крае пгт Чегдомын Верхнебуреинского района;

- ко 2-й категории относятся моногорода, в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения, всего - 149, в т.ч. в Хабаровском крае пгт Эльбан Амурского района;

- в 3-ю категорию входят моногорода со стабильной социально-экономической ситуацией.

В списке 2014 года наибольшее число моногородов в Дальневосточном федеральном округе приходилось на Приморский край (9), всего по ДФО числится 24 моногорода.

Соответственно по категориям: Амурская область - 2 в "кризисной" первой категории и 3 в "благополучной" третьей категории; ЕАО - 1 в третьей категории; Приморский край - 3 в первой категории, 5 во второй и 1 в третьей категориях; Хабаровский край - 1 в первой категории и 1 во второй (см. выше); Чукотский АО - 1 во второй категории и 1 в третьей; Республика Саха (Якутия) - 4 во второй категории и 2 в относительно благополучной третьей категории.

Сейчас число наиболее "кризисных" моногородов выросло на четверть, в них проживает каждый третий житель монопрофильных муниципальных образований России.

Список будет точечно пересмотрен в сентябре 2019 года и полностью обновлен в мае 2020 года.

На неактуальность составленного в 2014 году списка моногородов указывала осенью 2018 года Счетная палата РФ. Предположительно из него исключат почти треть муниципальных образований попросту потому, что их покидают жители, в основном это работники градообразующих предприятий, как следствие - населенные пункты утрачивают признаки моногородов.

В октябре прошлого года Счетная палата опубликовала отчет о проверке эффективности реализации в 2016-2017 гг. приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов».

Паспорт приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов» был утвержден 30.11.2016 года президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

Программа охватывала на тот момент 319 моногородов на территории 61 субъекта РФ и затрагивала интересы 13,2 млн чел.

Ключевой целью программы было снизить зависимость моногородов от работы градообразующих предприятий.

Бюджет прежней программы 25,3 млрд рублей.

Всего в ходе реализации проекта предстояло: 

  • в 100 моногородах создать территории опережающего социально-экономического развития;
  • в 150 - реализовать инвестпроекты;
  • в 15 - построить и реконструировать инфраструктурные объекты;
  • в 200 моногородах получить муниципальные программы поддержки малого и среднего бизнеса;
  • создать к концу 2018 года 230 тыс. новых рабочих мест, не связанных с градообразующими предприятиями;
  • сократить к началу 2019 года число моногородов на 18.

Проверка Счетной палаты выявила, что показатели Приоритетной программы "не соответствуют ее цели, носят формальный, неинформативный и скорее статистический характер и не отражают, как на самом деле решаются проблемы безработицы и диверсификации экономики в моногородах".

Из запланированных на 2017-2020 годы 25,3 млрд рублей расходы в 2017 году исполнены в сумме 4,4 млрд рублей, что составляет всего 39,1%.

В отчете приводятся данные о значительном ухудшении демографической ситуации и ситуации на рынке труда: "За последние два года трудоспособное население моногородов сократилось на 365,6 тыс. человек".

Счетная палата сделала вывод: государство пока не смогло найти эффективных способов решения проблем моногородов: по-прежнему продолжается отток трудоспособного населения, а мероприятия Приоритетной программы не оказали должного влияния на улучшение социально-экономического положения моногородов.

Таким образом, Приоритетная программа не решила ключевую задачу улучшения жизни и роста благополучия жителей моногородов.

Рекомендации Счетной палаты функциональному заказчику программы Минэкономразвития России:

  • рассмотреть вопрос о формировании объективного перечня муниципальных образований, включающего моногорода, в наибольшей степени нуждающиеся в государственной поддержке;
  • рассмотреть вопросы об актуальности мероприятий Приоритетной программы, об их соответствии документам стратегического планирования, а также о необходимости ее реализации до 2025 года в действующем формате;
  • внести изменения в Методики расчета показателей Приоритетной программы, предусматривающие установление соотношения показателей с реализуемыми мероприятиями и источниками их финансового обеспечения.

В Минэкономразвития с выводами Счетной палаты согласились и приступили к работе над новым проектом.


8.07.2019

Пресс-служба Хабаровского профобъединения

(по материалам департамента общественных связей ФНПР и данным из открытых источников)



Возврат к списку


Профсоюзы ХХI век. Интеллект-форум 2020 75 Победа 30 лет ФНПР Профдисконт - Халва Профсоюзная дисконтная карта Профсоюзное телевидение Научно-мониторинговый Центр «Трудовые конфликты» СПбГУП Аренда офисных помещений в здании Хабаровского краевого объединения организаций профсоюзов Санаторий "Кульдур" - акции для членов профсоюза! Профсоюзная путевка со скидкой до 20%
Наши организации
© 2011  
© 2008. Хабаровское краевое объединение организаций профсоюзов: 680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 4.